Услуги Albus Pro:Настройка

Настройка оборудования

"Даже скрипка Antonio Stradivari требует точной настройки" (с) Антон Юлин

Компания Albus Pro производит настройку звукового и видеопроекционного оборудования, оборудования «умного дома», телевизионного оборудования, оборудования видеодомофонии и видеонаблюдения, оборудования активной и пассивной безопасности.

1) При настройке систем домашнего кинотеатра, мы опираемся на жесткие стандарты многоканальных звуковых форматов Dolby Lab. и dts. В силу того, что человеческое ухо даже с идеальным слухом не является ни спектроанализатором, ни измерителем акустического давления, и совсем не линейно, то данную операцию мы производим только с помощью профессионального измерительного оборудования, используя для этого измерительный микрофон и цифровой спектроанализатор, это позволяет нам добиться минимальной погрешности при настройке.

Для чего нужна высокая точность? - Чтобы воссоздать тот образ и глубину звуковой сцены, которые были задуманы звукорежиссером и созданы в студии звукозаписи. Здесь хотелось бы отметить, что определенная часть людей не ведает, для чего в действительности  предназначены каналы окружения (surround channels). Изначально, эти каналы предназначались не столько для передачи эффектов перемещения звукового образа, сколько для передачи глубины сцены. В них записывались, главным образом, «реверберационные хвосты», за счет чего  стало возможным передавать глубину звуковой сцены и акустическую атмосферу мест и помещений, в которых происходят кинодейства. Ведь очевидно, что ванная комната и церковный храм сильно отличаются друг от друга по своими акустическим характеристикам. «Искусственно» созданная реверберация помещения передает человеческому мозгу основные акустические характеристики, а правильно записанная фонограмма позволяет ощутить глубину звуковой сцены - то есть дает возможность почувствовать на физическом уровне объем помещения и удаленность от зрителя «источника» звука. В силу того, что в отличии от естественных природных источников звука, кинотеатральное звукоусиление строится на передаче кажущихся источников звука, требования к акустическим параметрам кинозала и к точности настройки каналов звукоусиления достаточно высоки.

По этой причине, важно соблюдать точность настройки как в отношении настройки линий задержек, так и в отношении настройки равномерности спектра и уровней мощности каналов. В противном случае, несоответствие настройкам разрушит глубину «звуковой сцены», так как нарушение соотношений «прямого» и «отраженного» звука будет работать против природной естественности слухового восприятия мира человеком. И обратное, - точная настройка позволит передать все тончайшие нюансы фонограммы, задуманные звукорежиссером и записанные студией звукозаписи.

Некоторые люди пребывают еще в серьезном заблуждении и относительно статуса центрального канала, наивно полагая, что он служит только для передачи речи. Такое недопонимание породило даже своеобразное прозвище акустических систем, призванных звуковоспроизводить фонограммы центрального канала - «речевик». Это заблуждение спровоцировало поверхностное отношение к этому каналу не только потребителей, но и многих изготовителей акустических систем. В реальности, все три фронтальных канала должны быть абсолютно одинаковые по своим характеристикам, и можете не сомневаться: и на студиях звукозаписи, и в залах публичных кинотеатров так и есть. Кроме того, при настройке публичных кинотеатров, отсчет всех параметров идет именно от центрального канала.

Чем было вызвано это заблуждение, и почему так важно уделять этому каналу должное внимание? Суть в том, что три фронтальных канала звуковоспроизведения кинематографических фонограмм являют собой лишь источник дислокации звука того  или иного действа, происходящего на киноэкране. В силу того, что большая часть кинодейств происходит по центру кадра, то примерно 80% звуковой информации передается именно через него, то есть, 80% звукового потока предается именно через центральный канал. Стоит вдуматься в это. По той же причине, и большая часть речи передается через него, так как киногерои, в большинстве случаев, находятся по центру экрана и лишь изредка перемещаются к краям экрана или за него, это простое явление и породило большую часть заблуждений в отношении «речевика».

Другими словами, три фронтальных канала предназначены для перемещения звукового образа по экрану, равномерно распределяя звуковой образ между собой. С наступлением эпохи раздельных каналов AC3 (Dolby Digital 5.1), каждый из этих каналов стал доступен не только как локализатор источника звука, но и как канал эффектов, так как при новом методе записи стало возможно выносить звуковой образ далеко за пределы экрана.

Впрочем, если вернуться даже к банальному выбору «речевика», то даже в отношении речи стоит задуматься о своих предпочтениях. Какую речь Вы предпочитаете? Невнятную или ясно слышимую, без потери артикуляции согласных, предающую красивый тембр голоса киногероя? И даже если Вы равнодушны к качеству речи, то помните, что 80% звуковой информации передается посредством центрального канала. Для любителей спецэффектов это означает, что если киногерой производит пулеметную очередь слева направо, то сначала вы услышите мощный звук пулемета Vulcan, при прохождении локации через центральный канал, этот пулемет может превратиться в детскую пищащую игрушку, и на другом конце экрана он вновь «застучит» как пулемет Vulcan. Выглядит сие зрелище весьма забавно. Правда, должное качество эффектов, как мы уже отметили выше, в многоканальных кинофонограммах - не главное. Главное - это глубина сцен.

Здесь стоит заметь еще один важный момент. В последние годы, на радость покупателям, аудио-визуальное оборудование стало комплектоваться встроенными системами автоматической настройки. Безусловно, это лучше, чем ничего, но в действительности, как показал анализ, большая часть автоматических «настройщиков» находится пока далеко за пределами максимально возможной погрешности измерений. В результате чего, звучание кинематографических фонограмм настроенного таким образом оборудования, оставляет желать лучшего. Связано это, в первую очередь с тем, что приемлемый по качеству измерительный микрофон, подходящий для таких измерений, сам по себе стоит около 3000 евро, плюс, примерно 3000 евро стоит качественный предусилитель для него. Если сюда еще приплюсовать качественный мультибитный ЦАП-АЦП спектроанализатора и генератора, и профессиональное программное обеспечение, то становится более чем очевидным, что ни в бюджетном, ни в прецизионном  оборудовании никто не будет применять такого уровня измерительные приборы.

Впрочем, ситуация ничуть бы не изменилась, даже если бы они стоили в четверть меньше. Кроме того, программно-встроенные системы автоподстройки даже профессиональных многоканальных процессоров, применяющихся в оборудовании публичных кинотеатров, являются сугубо приблизительными и выполняют лишь функцию цифрового ассистента-помощника, призванного немного сэкономить время инсталлятора. Такие цифровые ассистенты проводят лишь предварительную подстройку звуковых спектров, далее инсталлятор производит настройку вручную. На практике не припомнится ни одного случая, когда «цифровой ассистент» справился бы с этой задачей корректно, без вмешательства инсталлятора. Того хуже обстояло дело, если за один сеанс настройки прибегнуть к «услугам» «цифрового ассистента» дважды - заканчивалось это полной перестройкой всего оборудования. Если учесть, что стоимость таких профессиональных процессоров, только одного формата (к примеру, Dolby) начинается от 14000-16000 евро (в зависимости от комплектации), то можно себе представить, какого уровня автонастройка присутствует в бытовой технике...

Есть еще один момент, который хотелось бы отметить. Нами был проведен ряд исследований, которые выявили следующее «недоразумение»: бытовая радиоаппаратура, качественно настроенная с помощью прецизионного измерительного оборудования, все равно далека от эталона. Выяснилось, что одним генератором и спектроанализатором с измерительным микрофоном в ряде случаев не обойтись. При настройке с помощью внешнего генератора по мультиканальному входу, картина соотношений уровней мощности может выглядеть довольно пристойно. При настройке с встроенного в процессоре «генератора шума» и внешнего спектроанализатора с измерительным микрофоном, картина соотношений уровней мощности может выглядеть немного хуже, но допустимо. При проверке соотношений уровней мощности  каналов с тестового диска - значения «разбегаются» в разные стороны, словно «тараканы». Откуда это «недоразумение» возникло, и что эта картина означает?

Тут стоит оговориться, что для проверки качества настройки систем домашнего кино, мы сгенерировали и записали специальный проверочный диск с калиброванными тонами качающейся частоты взвешенного сигнала, благодаря которому и обнаружили существенные расхождения в настройке бытовой техники. Что тут можно сказать - эта вина целиком лежит на добросовестности конструкторов и производителей. Применяемые некоторыми производителями схемотехнические решения, к сожалению, пока далеки от эталонов. Естественно, что это «недоразумение» накладывается на и без того несовершенное встроенное оборудование «бортовых автонастройщиков». Вследствие этого, наша компания, при настройке оборудования домашних кинотеатров стала применять «новую» методику: теперь, контроль и корректировку настройки систем домашнего кинотеатра мы производим с помощью специального калибровочного диска, созданного нами для прецизионной настройки систем домашнего кино. В случае расхождения параметров настроек систем кодирования Dolby и dts (как бы парадоксально это не звучало), мы выбираем в настройках нечто усредненное между ними.

У некоторых заказчиков возникают вопросы по поводу того, что им делать в ситуациях случайного сброса настроек по каким-либо причинам? Не придется ли им в этом случае заказывать услугу настройки заново?

Не придется, так как настроечные данные выражаются численными показателями, то есть, мы записываем параметры настроек каждого клиента в специальный блокнот инсталлятора и при необходимости выдаем эти параметры заказчику. Это позволяет быстро восстановить все параметры настройки оборудования без повторных измерений.

Услуга по настройке домашнего кинотеатра автоматически входит в инсталляционные работы по установке домашнего кинотеатра. Если клиент заказывает эту услугу отдельно, ее стоимость назначается отдельно.

2) Настройка видеопроекции.

Настройка видеопроекции заключается в основном в настройке четкости, цветовой палитры и геометрии изображения. Для получения киношной картинки необходимо внимательно относиться к температуре света (к теплоте). Более подробно о видеопроекции можно прочитать в разделе проектирования.

3) Настройка телевизионных систем.

Здесь, пожалуй, мы просто еще раз сообщим, что для настройки телевизионных схем спутникового и эфирного телевидения мы пользуемся не только знаниями, но и специализированным оборудованием, (высокочастотным спектроанализатором, высокочастотным широкополосным генератором белого шума, генератором испытательных таблиц и пр). Тонкости этой работы отчасти описаны в разделе «проектирования телевизионных систем». Компания Albus Pro очень скрупулезно относится к настройке телевизионных схем.

4) Настройка систем «умного дома».

Настройка систем «умного дома» заключается в большей степени в программировании этих систем. Описывать тонкости программирования в этом разделе мы, пожалуй, не будем, так как это чтиво будет сильно скучным для большинства заказчиков. Программирование в основе своей отвечает за функциональность этих систем. Некоторая часть функционала систем «умного дома» описана в разделе «Умный дом». Функциональная часть систем «умного дома» определяется еще на этапе проектирования и выставления заказчиком технического задания.

5) Настройка оборудования систем  видеодомофонии и видеонаблюдения, оборудования активной и пассивной безопасности заключается, в большинстве случаев, в проверке  их коммутации и в программировании функционала этих систем.

  1. Все права защищены. Никакая часть настоящего текста не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими то  ни  было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитных носителях, а также размещение в Интернете, если на то нет письменного разрешения авторов текста.