Услуги Albus Pro:Проектирование

Проектирование систем видеопроекции: Обратная проекция - «третий тип» «скрытой» инсталляции

Рассмотрим «третий тип» «скрытой» инсталляции, который относится к домашним кинотеатрам, где в качестве видеосистемы используется экран с обратной проекцией, а проектор располагается в отдельном техническом помещении.

Отметим основные особенности такой инсталляции:

Достоинствами обратной (rear) проекции большинством людей считаются: отсутствие необходимости полностью затемнять помещение и исключение из интерьера самого проектора. Давайте рассмотрим эти моменты более внимательно.

По поводу отсутствия необходимости полностью затемнять помещение, стоит отметить, что уже достаточно давно подобная возможность существует и при использовании экранов прямой проекции. Достигается это за счет применения специальных покрытий экрана, к примеру, применение покрытия типа Glass Beaded дает большее по сравнению с матовыми покрытиями усиление световозвращающего эффекта на оси проекции, что позволяет оставлять в помещении кинотеатра умеренное освещение, свет от которого не падает прямо на экран. Но, во-первых, такой тип проекции приводит к некоторой потере четкости, а во-вторых давайте более внимательно рассмотрим, каким образом образуется черный цвет на проекционном экране. Черный цвет на экране образуется очень просто - в то место экрана, где подразумевается спроецировать часть изображения, имеющего черный цвет, просто не подается свет от проектора. Соответственно, если в помещении присутствует хоть какое-нибудь освещение, то как такового черного цвета, как и большой глубины контрастности достигнуть не получится. Это явление в свою очередь и породило такую технологию покрытия как HiDef Grey (HDG),  High Contrast Grey (HCG) и им подобные, которые обеспечивают  великолепную глубину контрастности и передачу оттенков черного цвета. Впрочем, эти типы покрытий разрабатывались не столько для увеличения контрастности в умеренно освещенных помещениях, сколько для нивелирования проблем засветки экрана от боковых стен, которая образуется из-за отраженного от экрана  света видеопроекции и переотражения этого света от близлежащих стен обратно на экран, что существенно снижает контрастность изображения. В помещениях, предназначенных только для домашнего кинотеатра, для нивелирования эффекта засветки и улучшения глубины контрастности, близлежащие к экрану стены можно было бы просто задрапировать светопоглощающей тканью, но в случае совмещения кинотеатра с гостиной комнатой, такое решение может быть невыполнимо просто из эстетических соображений, - поэтому в таких случаях, применение экрана с покрытием типа HiDef Grey (HDG) будет наиболее предпочтительным. Несложно догадаться, что максимально возможной глубины контрастности можно достигнуть тремя составляющими: методом установки проекционного экрана с покрытием типа HiDef Grey (HDG), драпировкой близлежащих к экрану стен светопоглощающей тканью и полным затемнением кинотеатральной комнаты. То есть, из вышеописанного более чем понятно, что без полного затемнения помещения добиться максимальной контрастности просто не получится. Да, безусловно, смотреть можно, но гурмана кино такое изображение вряд ли устроит. На наш взгляд, при умеренной освещенности помещения можно смотреть новостные блоки и некоторые телевизионные передачи, но никак не кино. Впрочем, и кино тоже возможно, но уровень контрастности и, как следствие, общее вовлечение в суть происходящего на экране будут уже совсем на другом уровне: живописные краски ночных сцен «Аватара», скорее всего, Вам уже не покажутся такими завораживающими.

В случае установки системы с обратной проекцией, многие из вышеописанных моментов, хоть и в меньшей степени, но все же касаются и этой системы. Что бы понять, какого уровня контрастности можно ожидать от такой видеосистемы, нет необходимости даже включать видеопроектор, достаточно просто посмотреть на экран, который в этом случае должен быть просто черным. Увы, Вы обнаружите, что это не так. В целях максимального увеличения контрастности, технологическую комнату, в которой располагается сам проектор, выкрашивают в черный цвет, или драпируют светопоглощающей тканью, но, как Вы понимаете, черного экрана при общем освещении комнаты Вы все равно не увидите. Этого можно будет  добиться только погасив общее освещение. Некоторые люди считают, что достичь увеличения контрастности можно с помощью увеличения мощности светового потока. Безусловно, небольшого увеличения контрастности в этом случае добиться возможно, но от увеличения мощности светового потока проектора, черный цвет так и не станет черным. Устоявшееся мнение некоторых людей о том, что все решает мощность светового потока проектора, говорит лишь об очень поверхностном понимании этими людьми физики процесса формирования изображения на экране. Усиление оптической отдачи проекционного экрана, как Вы понимаете, тоже не превратит черный цвет в черный, кроме того, также как и усиление коэффициента световозвращения на экранах прямой проекции, такое усиление может наделить Вашу видеосистему еще и недостатками «горячего пятна» и очень существенно снизит угол обзора. То есть, преимущества видеопроекции с обратной проекцией перед обычной системой прямой видеопроекции, в некоторых случаях, представляются весьма сомнительными или, по крайне мере, не настолько  существенными, как их представляют, но при этом, такая проекция может обойтись заказчику существенно дороже прямой.

Чем вызвано удорожание видеосистемы в случае применения экранов обратной проекции?

  • 1)     Во-первых, более высокая стоимость самого экрана обратной проекции, по сравнению с экраном прямой проекции.
  • 2)     Во-вторых, возникает необходимость выделить для установки проектора дополнительную техническую комнату.
  • 3)     В-третьих, могут возникнуть дополнительные денежные траты на оптическую систему, так как в ряде случаев заказчик не может выделить комнату достаточных размеров для установки проектора, определенные габариты которой связаны с минимальным фокусным расстоянием проектора, и необходимы для возможности разворота видеоизображения на весь экран. В силу того, что недостаток в габаритах технологической комнаты может быть нивелирован либо заменой штатного объектива на короткофокусный, либо применением специальной системы оптических зеркал, а иногда и применением обоих методов, - дополнительных денежных трат избежать довольно сложно. В дополнение к этому, короткофокусный объектив может накладывать свои дополнительные хроматические и планарные аберрации на проецируемое видеоизображение. Кроме того, выбор проекторов, имеющих возможность замены оптической системы на короткофокусную довольно скромен, особенно это касается проекторов, пригодных для качественной демонстрации фильмов в системе домашнего кинотеатра.

4)     Дополнительные денежные траты также могут появиться при попытке увеличения контрастности за счет увеличения мощности светового потока проектора, прирост в качестве изображения от которого может быть не настолько существенным, насколько может вырасти стоимость самого проектора. В этом случае, может назреть вопрос рентабельности установки такой системы в целом. Может, в некоторых вариантах уже проще будет установить плазменную панель большой диагонали? Скажем, 103 дюйма (два с половиной метра). Ведь ее стоимость, в определенных моментах, может уже вполне сравняться со стоимостью обратной (rear) видеопроекции,  особенно если еще учесть проектировочные, монтажные и наладочные работы, но при этом уже не будет требоваться отдельного технического помещения для ее установки.

Естественно, существует ряд случаев, при которых установка обратной проекции была бы довольно предпочтительной. В первую очередь, речь идет о разного рода учебных лекториях и конференц-залах, предназначенных для проведения учебных семинаров, мультимедиа бизнес-презентаций и прочих мероприятий, где требования к видеопроекции менее категоричны, чем требования к видеосистемам, входящим в состав домашнего кинотеатра.

Ведь при проведении подобных учебных мероприятий, основной целью является необходимость донести до участников лектория саму суть информации. Естественно, что в этом случае, при демонстрации учебной или сравнительной информации, в графическом или табличном виде, вполне допустимо некоторое снижение глубины контрастности, при том, что это позволяет устроителям подобных действ проводить обучение в умеренно освещенных помещениях: за счет этого, участники лектория могут производить необходимые им записи прямо во время просмотра видеоконтента. Соответственно, при снижении различных требований к качеству видеосистемы, включая требования к проектору, снижается и стоимость такой инсталляции.

Впрочем, и в домашних условиях можно добиться от rear проекции более менее приемлемых результатов за счет инженерной смекалки. К примеру, если еще на этапе архитектурного проектирования озадачиться вопросом обратной проекции, то возможно попробовать совместить «технологическую» комнату, призванную служить «вместилищем» для проектора, с большой гардеробной комнатой. Ведь совершенно понятно, что установленный на потолке гардеробной комнаты видеопроектор никому не будет мешать, а освещение в этой комнате включается довольно редко, что позволяет вполне беззаботно сосуществовать гардеробной с видеопроекционной в одном помещении.

Такое мирное сосуществование позволит избежать денежных трат на дополнительную комнату и на дополнительное оптическое оборудование, так как приемлемые габариты гардеробной комнаты позволят уложиться в минимальное фокусное расстояние большинству видеопроекторов, предназначенных для использования в системах домашнего кинотеатра. Кроме того, выбор видеопроектора станет тоже существенно проще, и будет в большей части ограничиваться подбором нужного фокусного расстояния и соотношения мощности светового потока к контрастности изображения. При этом, полностью отпадет какая-либо необходимость увязывать экстерьер проектора (включая систему подвеса) с интерьером комнаты, что в свою очередь, тоже может благотворно сказаться на экономии денежных средств. Впрочем, при таком совмещении, будет вполне разумно предусмотреть в гардеробной комнате возможность зашторивания задней и боковых поверхностей светопоглощающей тканью. Причем зашторивание этих поверхностей можно возложить на автоматику, как отдельно инсталлированную, так и интегрированную в систему «умного дома», что позволит производить автоматическое зашторивание при включении проектора. Впрочем, «вместилищем» для проектора может служить и любая другая комната, в частности, в загородных домах, это могут быть технологические помещения, включая котельные, гаражи и пр. Но следует учесть, что эти помещения должны быть приемлемы по климатическим условиям для установки в них видеопроекционного оборудования, и жестко контролироваться, как по показателям влажности воздуха, так и по температуре окружающей среды. Тут важно понимать, что если Вы не житель африканского региона, то мороз по ту сторону видеоэкрана может стать и причиной выхода из строя техники, и причиной дискомфорта людей.

Что же нам может дать такое оригинальное решение в вопросе установки обратной проекции?

По сути, такое решение позволяет получить хороший «проекционный телевизор» большой диагонали за вполне приемлемые деньги, контрастность которого, при умеренном освещении, все равно будет выше, чем  у систем с прямой проекцией, ввиду чего, просмотр большей части видеоконтента, включая видеоигры, можно будет проводить не выключая большинства светильников. При просмотре кинематографических лент, для увеличения глубины контрастности, помимо использования экрана с покрытием типа High Contrast Black, можно просто и свет погасить.

Читать далее:

  • «Четвертый тип» «скрытой» инсталляции >>
  • Резюме основных моментов, касающихся видеопроекции >>
  • Все права защищены. Никакая часть настоящего текста не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими то  ни  было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитных носителях, а также размещение в Интернете, если на то нет письменного разрешения авторов текста.