Услуги Albus Pro:Проектирование

Акустическое проектирование: По существу об акустических расчетах и измерениях

<< вернуться в начало описания услуги аритектурного проектирования

(продолжение)

В большинстве случаев, прежде чем приступать к акустическому проектированию, наши инженеры проводят предварительные акустические и параметрические измерения  еще на этапе необработанного помещения. Это необходимо для того,  чтобы не предугадывать возможные,  а измерить реальные акустические «сюрпризы»,  связанные с интерференцией низкочастотных звуковых волн.  Отталкиваясь от измеренных акустических характеристик  Вашего помещения, можно более точно  рассчитать,  каким образом и  какими акустическими материалами  необходимо  будет обработать  это помещение для создания в нем требуемых акустических параметров. Кроме того, виртуально воссоздав Ваше помещение в специальной программной среде  -  в эмуляторе,   инженер имеет возможность сравнить, насколько точно ему удалось повторить структуру вашего помещения и его акустические характеристики в программной среде.   Выбрав на этапе проектирования те же материалы, которые в настоящем  присутствуют в  Вашем еще неотделанном  помещении (включая еще неотделанные бетонные,  кирпичные, и пр. стены),  инженер имеет возможность обнаружить  расхождения между реальностью и программной  средой.

Это позволяет избежать каких-либо  ошибок в расчетах и получить максимально приближенную  корреляцию реальных акустических характеристик помещения с расчетными, что благотворно сказывается на точности проведения проектных работ.

Для проведения первичных акустических измерений  необходимо,  чтобы все запланированные стены и перегородки, касаемые этого помещения,  были воздвигнуты по своим местам  в бетоне,  в кирпиче, в некоторых случаях в гипроке (желательно еще неотделанные,  либо частично отделанные).  В идеальном случае,  необходимо  сначала в программном эмуляторе рассчитать правильную геометрию комнаты прослушивания, после чего, выстроив основные стены и перегородки без отделки,  произвести предварительный замер акустических параметров помещения для верификации  акустических расчетов.

Кроме того,  с целью контроля полученного  результата,  акустические измерения проводятся  так же после того,  как закончена основная строительная часть.  Это необходимо сделать, как минимум, для выявления конструктивных ошибок,  допущенных строительными подрядами, и для своевременной  оценки необходимости  дополнительной корректировки всей звуковоспроизводящей системы в целом.

В тех случаях,  когда ремонт всех помещений уже почти закончен,  а о проектировании архитектурной акустики вспомнили к «шапочному разбору»,  имеет смысл провести акустические изыскания,  хотя бы для более строгого выбора электроакустических систем и расчета их оптимального расположения, так как  архитектурная акустика помещения  и реальные технические характеристики оборудования тесно переплетены друг с другом в единую систему звуковоспроизводящего тракта.  Это позволит избежать многих ошибок  и напрасно потраченных денежных средств  на дорогостоящее, но не звучащее в конкретном  помещении оборудование.

При рассмотрении основных характеристик архитектурной акустики как малых (жилые комнаты), так и больших помещений (концертные залы, залы публичных кинотеатров и пр.), важно учитывать формат воспроизводимых в нем звуковых программ (кино, лекторий, музыка, живая музыка).

Не редкость, когда одну и ту же концепцию инженерных расчетов применяют к диаметрально противоположным задачам, что в итоге приводит к серьезным ошибкам. Основная ошибка - это слепое  использование теоретических приемов, применяемых при расчете архитектурной  акустики для игры живых инструментов в помещениях, где звуковые программы предполагается воспроизводить через электроакустику.

Здесь имеется существенная разница, зачастую приводящая к радикально противоположным решениям. Безусловно, во всех расчетах используются одни и те же законы физики. Но в одном случае,  принятые в мировой практике величины и индексы приводятся к одному знаменателю,  в другом - к другому. Те приемы, которые при живом выступлении камерного или симфонического оркестра насыщают помещение глубиной звукового образа, в варианте звуковоспроизведения через электроакустику могут привести к совсем другому результату.

Надо отметить, что самая большая разница в применяемых приемах архитектурной акустики находится  между залами, предназначенными для игры классической музыки музыкантами,  и залами кинотеатров, в которых звук воспроизводится через электроакустику. Соответственно и приемы, применяемые в этом случае для достижения наиболее гармоничного сочетания совокупности архитектурной акустики и электроакустики, будут сильно отличаться от приемов, используемых в залах для живых выступлений. Эту разницу  важно понимать также и в случае проведения проектно-  акустических работ на жилых объектах, в жилых комнатах, предназначенных для  стереофонического воспроизведения звука электроакустикой, в основу которого входит  концепция построения кажущегося источника звука, а не реального.

Формирование звукового образа в помещении, из-за наличия в нем ограждающих поверхностей (стен, потолка, пола, мебели и пр.), препятствующих свободному распространению звуковых волн, сильно отличается от формируемого звукового образа  в открытом пространстве. Звук, который достигает слушателя в помещении содержит информацию как о параметрах звука, созданных источником (будь то музыкальный живой инструмент или его проигрывание через электроакустические системы), так и о свойствах помещения, в котором этот звук воспроизводится.

Помещение прослушивания является своего рода линейным фильтром, который производит обработку поступившего в него звукового сигнала, изменяя его временную структуру и его спектральную характеристику, что, соответственно, приводит к изменению его тембра и, как следствие,  определяет качество звучания, так как влияние параметров акустики помещения на тембр звучания и временную спектральную характеристику очень существенно.

Другими словами, акустика помещения - это субъективное ощущение человеком совершенно объективных величин и критериев, многие из которых  можно рассчитать или измерить, и которые необходимо учитывать инженеру при акустическом моделировании,  расчетах и измерениях.

Основополагающими из них являются:

  1. 01. Геометрия помещения
  2. 02. RT-60 (Reverberation - T10, T20, T30 и EDT) - время реверберации
  3. 03. R (Reverberance) - "глубина звука"
  4. 04. LF, LE и LFС - фракция и энергия ранних боковых отражений
  5. 05. IACC - коэффициент интерауральной (межслуховой) корреляции
  6. 06. EK (Echo criterion) - критерий эха согласно DIETSCH
  7. 07. BR (Bass-Ratio) - коэффициент низкочастотного тона
  8. 08. Direct SPL - уровень звукового давления прямого звука
  9. 09. Total SPL - уровень полного звукового давления прямого и отраженного звука
  10. 10. RaSTI - коэффициент разборчивости речи
  11. 11. Alcons - коэффициент потери артикуляции согласных
  12. 12. MTF - модуляционная передаточная функция
  13. 13. D, D50 - индекс четкости (от немецкого «Deutlichkeit» или от английского «Definition»)
  14. 14. С80, С50 и С7 - коэффициенты ясности (музыкальной, речевой и силы прямого излучения)
  15. 15. L80, L50 и L7 - коэффициенты сумм интенсивности звука
  16. 16. ts - (Center Time)  согласно KURER
  17. 17. Arrival Time - время прихода первой волны
  18. 18. ITD Gap - различие во времени прибытия
  19. 19. Critical Distance - критическое расстояние равности звуковой энергии (прямых и отраженных волн).
  20. 20. D/R Ratio - уровень акустического отношения (прямого звука к отраженному)

21. EEL (Early Ensemble Level) - критерий  взаимодействия слуха среди музыкантов (этот критерий используется при оценке способности музыкатов-классиков хорошо играть в оркестре)

Ввиду того, что описывать детально все акустические критерии в разделе услуг слишком емко, остановимся хотя бы на двух из выше перечисленных критериев немного подробнее:

1) Геометрия помещения.

Под геометрией помещения мы подразумеваем следующие моменты: саму геометрию и правильно расположенные в этой геометрии специализированные отражающие, фокусирующие, рассеивающие и поглощающие звук конструкции, а также правильно расположенные в этой геометрии сами  источники звука, будь то реальные музыкальные инструменты  (возможно группа инструментов) или электроакустика.

Геометрия помещения играет важную роль  в архитектурной акустике,  так как  тесно связана с другими важными параметрами архитектурной инженерии. Обусловлено это, прежде всего, тем, что в помещении, наряду с прямым звуком, к слушателю приходят многочисленные отражения, которые и формируют структуру реверберационного процесса помещения, зависящую от его размера, формы и отделки.

Форма помещения имеет существенное значение для обеспечения структуры ранних отражений (преимущественно  боковых), которые вносят основной вклад в отношение энергий ранних и поздних отражений и в ощущение «интимности» и однородности  звукового поля, что очень важно для качественного воспроизведения звука.

На какие параметры геометрии необходимо обратить внимание в первую очередь?

Безусловно, вопрос этот довольно емкий, но отметим хотя бы основные и наиболее часто встречающиеся «подводные камни».

Первый «подводный камень», как для малых (жилых) так и для больших (публичных) помещений, лежит в области резонансов и интерференции низкочастотных звуковых волн. Здесь чаще всего приходится сталкиваться с неверным пониманием  этого вопроса. Начиная с неправильного выбора геометрии, заканчивая неправильным размещением электроакустики и акустических материалов. В первом случае, к примеру, в помещениях прямоугольной формы чаще всего упускают из внимания необходимость соблюдения соотношения правил золотого сечения сторон, учет которых позволяет нивелировать суммарное воздействие стоячих волн. Во втором случае, чаще всего упускают из внимания то, что звуковые волны складываются в пределах половины длины звуковой волны. Ошибки, допущенные в этом вопросе, приводят к довольно  серьезным акустическим проблемам и, как следствие, к плохому звучанию звуковоспроизводящей системы. По этой причине, помещения, имеющие прямоугольную форму желательно делать в пропорциях, соответствующих правилу «золотого сечения». И только при невозможности достигнуть этого, скажем ввиду архитектурно-строительных особенностей или других непреодолимых причин, приходится сглаживать влияние плохой геометрии другими инженерными приемами. В любом случае, выбор правильной геометрии будет всегда более предпочтителен, нежели другие найденные инженерные решения.

В помещениях с геометрией непрямоугольной  формы, эффекты низкочастотных резонансов могут быть существенно уменьшены, но не все помещения непрямоугольной формы могут оказывать благоприятное воздействие на звуковой образ. Как Вы понимаете, каждый конкретный случай требует своего внимательного отношения к нему.

Следующий «подводный камень», частично связанный с геометрией, который упускают из виду, -  это разная степень поглощения звуковой энергии пористыми материалами, зависящая от угла падения  звукового луча, и которая тем больше, чем угол падения  ближе к 75 гр. . (Речь идет о материалах, выполняющих роль облицовки физических преград: стены, потолок, пол, мебель.) То есть, в ряде случаев, при проведении проектно-изыскательных работ  инженерами-проектировщиками учитывается  коэффициент поглощения отделочных материалов, но при этом часто упускается из внимания  изменение этого коэффициента в зависимости от угла падения на его поверхность звуковой волны. Так или иначе, но для достижения наилучшей корреляции между расчетными и пост измеренными характеристиками реверберационного процесса,   настоятельно рекомендуется учитывать этот момент при проведении архитектурных расчетов. К сожалению, основная масса специализированных программных комплексов этого физического явления не учитывают. В силу чего, эти расчеты ложатся в большей степени на плечи инженера. Хотя, безусловно, чтобы не считать вручную, инженер может внести эти поправки в программный комплекс и рассчитать необходимые значения по-отдельности.

Еще один  «подводный камень» покоится в бытующем мнении среди некоторых людей  о том, что в малых размерах помещения геометрия не так важна, как в случае помещений больших размеров. Это глубочайшее заблуждение. В помещениях небольших размеров, геометрия играет такую же важную роль, как и в помещениях больших размеров, и во многих случаях даже бОльшую. Тот факт, что низкочастотные звуковые волны не помещаются в габаритах малых помещений, не только не упраздняет важности геометрии, а напротив, зачастую делают систему звуковоспроизведения  еще более чувствительной к геометрии. Обусловлено это тем, что среди помещений небольшого объема чаще всего встречаются помещения прямоугольной формы, размеры и форма которых оказывают влияние на структуру распределения резонансных частот, что существенно влияет на  спектр реверберационного процесса.

Расчеты и измерения резонансных частот таких помещений показывают, что первые дискретные резонансы для помещений с небольшими и малыми размерами попадают в область слышимых частот, что и приводит к значительному окрашиванию звучания и изменению тембра. Четкое понимание выше поднятых вопросов в этом разделе  дает возможность инженеру подобрать наиболее подходящее решение по выбору геометрии помещения и рассчитать самое оптимальное расположение в нем электроакустических систем, что позволяет избежать множества «сюрпризов» в звуковом поле и получить качественное воспроизведение звуковых программ. Если же в силу любых непредвиденных или предвиденных обстоятельств  у инженера-акустика нет возможности внести нужные изменения в геометрию помещения, то в некоторых случаях инженеру приходится нивелировать воздействие неудачной геометрии на звук, хотя бы в отношении основных аксиальных мод, оптимальным расположением в пространстве помещения мембранных поглотителей. Такое решение в определенных моментах помогает выровнять спектр частотного отклика, но, в то же время, может существенно усложнить расчет скорости спада звуковой энергии в отношении коэффициента низкочастотного тона, который в этом случае не всегда удается привести к нужному значению. Неудавшаяся попытка достигнуть при таком решении линейной АЧХ и хороших спектральных характеристик скорости спада звуковой энергии, может привести  к серьезным архитектурно-акустическим недостаткам: к чрезмерно резонирующему бубняще-гудящему звучанию, или к субъективно лишенному глубины, жизни и объема звуку.

Ввиду чего, при настройке  электроакустического звукоусиления, инженеру-акустику придется прибегнуть как минимум к использованию электронной эквализации (хотя бы для выравнивания  частотного спектра диффузного звукового поля), или к использованию соникмаксимайзера, добавляющего в систему звуковоспроизведения утраченные субгармоники. Такой метод, к сожалению, может удовлетворить далеко не каждого рядового потребителя, так как многие меломаны и любители истинно качественного звучания предпочитают необработанный чистый живой звук и стараются избегать всевозможных дополнительных электронных вмешательств в тракт звуковоспроизведения. В частности потому, что перед ними  в этом случае встает порою весьма непростой выбор еще одного электронного компонента, качество которого невозможно оценить молниеносно, да и выбор подобных компонентов в индустрии бытовой техники не велик. Между тем, можно отметить, что не только продвинутые пользователи трепетно относятся к этому вопросу, но и многие профессионалы также в нем не менее требовательны, и это несмотря на более богатый выбор подобных устройств в индустрии профессиональной техники.

К примеру, некоторые студии, занимающиеся производством многоканальных фонограмм для кинофильмов (в форматах Dolby и dts), стараются  рассчитать, создать и настроить архитектурную акустику контрольных комнат своих студий таким образом, чтобы неравномерность частотного отклика контрольной комнаты укладывалась в существующие международные ГОСТы и СНИПы, без вмешательства электронных эквализирующих устройств. Безусловно, это вовсе не означает, что звукорежиссеры этих студий при производстве фонограмм не используют ни графические, ни параметрические, ни динамические или какие-либо другие устройства электронной эквализации и обработки звука. Конечно, используют, но эта обработка касается только  создания и микширования самих фонограмм, а не в качестве попытки нивелирования природного уродства архитектурной акустики  самой контрольной комнаты. В этом вопросе, не только для меломанов и любителей качественного звука есть существенная  разница, но и для многих профессионалов. И между тем, в ряде случаев, инженерам все же приходится прибегать к использованию подобных устройств.

Но если есть выбор и возможность решить данные вопросы за счет правильносконструированной и выполненной архитектурной акустики, то по оценкам многих экспертов, такой метод решения  даст значительно лучший результат нежели другие методы решения подобных вопросов. В случае же, если помещение предназначено для игры живых инструментов, без звукоусиления через электроакустику, то применение приемов с использованием электронной эквализации или других электронных устройств обработки звука, становится вообще невозможным. Тогда, единственным возможным становится использование правильно сформированной архитектурной акустики. И этот момент касается не только камерных залов или залов, предназначенных для игры симфонических оркестров, но и жилых помещений, в которых предполагается хотя бы эпизодическая игра на фортепиано, скрипке, саксофоне или другом живом инструменте, в том числе это касается и комнат для занятий музыкой Вашего ребенка.

Впрочем, комната для занятий музыкой Вашего ребенка может выглядеть  по разному... 

2) RT-60 (Reverberation Time) Величина времени реверберации.

Как уже было отмечено выше, на формирование структуры реверберационного процесса,  который  изменяет характер процессов атаки и спада звуковых волн, влияют многочисленные отражения, зависящие от  размера, формы и отделки помещения.

Данная величина определяет промежуток времени, за который энергия звукового поля уменьшается в миллион раз. Говоря логарифмическим  языком, это измеряемый или рассчитываемый промежуток  времени, за который уровень звукового давления в помещении уменьшается на 60 дБ, по сравнению со своей исходной величиной.

Этот параметр довольно объективно выражает одно из основных физических свойств помещения, характеризующее  его акустические свойства.

Помещения, имеющие высокие или низкие значения времени реверберации, не соответствующие установленным критериям к их объему и назначению, имеют существенные акустические недостатки.

ДОлжно понимать, что в некоторых случаях помещения одного и того же объема, и, возможно, имеющие одно и тоже среднее время реверберации (то есть, по сути объективные измеряемые величины), по ряду причин могут иметь разное субъективное ощущение акустики,  в зависимости от их геометрии и расположения в них акустических материалов (отражающих, рассеивающих и поглощающих). В первую очередь, это связано с направлением прихода первых отражений и с тем, что наиболее значимый вклад в субъективное ощущение реверберации вносит время затухания ранних отражений  - EDT(Early Decay Time), по причине чего,  расчет и измерения RT60  производят в четырех временных диапазонах: EDT, T10, T20 и T30.

В основе большинства акустических расчетов лежат три основных метода, опирающиеся на статистическую, геометрическую и волновую теории, которые позволяют рассчитать структуру процесса реверберации,  уровни ранних отражений,  распределение уровней звукового давления и акустической мощности и другие импульсные характеристики в любой точке помещения, включая время стандартной, эквивалентной и ранней реверберации, величину коэффициента междуушной корреляции и десятки других параметров.

Каждая из этих теорий наиболее эффективно работает для своей области частот и позволяет получить информацию о разных свойствах реверберационного процесса. Волновая теория используется, в основном, в области низких частот и дает возможность рассчитать резонансные частоты в помещении и распределение уровней звукового давления в нем. Геометрическая теория применяется в области высоких частот и позволяет с помощью геометрического анализа хода звуковых лучей получить информацию о структуре раннего участка реверберационного процесса.

Статистический метод анализа звуковых полей является приближенным и применяется для диффузного поля только в ограниченной области частот, так как не позволяет учесть распределения амплитуд и фаз сигнала в пространстве, а также  дает усредненные энергетические значения различных характеристик звукового поля, так как не учитывает влияние формы помещения, места расположения звукопоглотителей и дает несколько завышенные значения времени реверберации. Однако, несмотря на приближенный характер, статистическая теория при определенных условиях позволяет создать предварительное представление о процессах формирования звукового поля в конкретном помещении и выполнить приблизительный простой расчет некоторых его характеристик.

Изменяя в каждом конкретном помещении характеристики звукопоглощения, можно построить зал или комнату с тем или иным временем реверберации. Выбор времени реверберации во многом определяется субъективным восприятием процессов нарастания и спада уровня интенсивности звука. Например, если для определенно предназначенного помещения конкретного объема время реверберации велико, то при воспроизведении речи или музыки остаточный отзвук может перекрывать последующие элементы звучания, вследствие чего, звучание музыки может восприниматься человеком как  нечеткое, речь - неразборчивой. При малом времени реверберации в объеме конкретного помещения, звуковой сигнал будет восприниматься слушателем уже четко, но без определенной фоновой окраски, вследствие чего звучание в таком помещении будет  оторванным, сухим и безжизненным.

Специалисты-акустики считают, что для выбора оптимального времени реверберации необходимо ограничивать флуктуации процесса затухания звука во всем частотном диапазоне в пределах, где при линейном значении среднечастотного диапазона, эти флуктуации находились бы в уровне физиологического восприятия, приводящего к реверберации большего значения для низких частот, чем для высоких.

Подобное соотношение частотного отклика позволяет получить  объективное хорошее соотношение коэффициента низкочастотного тона, и, как следствие, субъективное ощущение глубины звука. Поэтому, при проведении проектно-изыскательных акустических  работ в отношении времени реверберации, необходимо уделять внимание частотной зависимости в скорости спада звуковой энергии. Так как для различной высоты тона частотного отклика, время затухания должно иметь различные значения. Если  среднечастотная часть частотного отклика будет иметь оптимальное время реверберации, но высокочастотная  и низкочастотная составляющие будут иметь наклон скорости спада энергии в противоположную установленным нормам сторону, то ввиду уменьшения коэффициента низкочастотного тона, произойдет нарушение тонального баланса звукового образа, что приведет к лишению глубины. Звук будет казаться сухим и плоским.

Различие субъективного восприятия частотного отклика в разных периодах спада звуковой энергии также должно учитываться в зависимости от предполагаемых звуковых форматов: будь то воспроизведение многоканальных фонограмм в кино или стереофоническое воспроизведение музыки через звуковоспроизводящее оборудование, живое  выступление музыкантов с применением звукоусиления через электроакустику или же игра живых классических инструментов без применения электроакустики. Кроме того, в отношении живого проигрывания музыки необходимо помнить о различиях в скорости и стилях музицирования, что должно вносить свои поправки в отношении выбора оптимального времени реверберации.

В определенных случаях, для оптимизации времени реверберации, кроме использования звукопоглотительных материалов возникает необходимость применения и звукоотражающих материалов, фокусирующих или геометрически рассеивающих  конструкций. И тут важно отметить, что в отношении применения подобных материалов и конструктивных элементов, инженеру-акустику необходимо соблюдать крайнюю осторожность, чтобы избежать наиболее негативного во всех отношениях влияния порхающего эха (пинг-понга). Эффект порхающего эха (пинг-понга) можно получить не только между двумя параллельными отражающими поверхностями, хотя между таковыми в первую очередь; также, подобный эффект можно получить при применении, скажем, материалов, расположенных в шахматном порядке (звукоотражающих со звукопоглощающими).

Причем, если в первом варианте, на снятой (или расчетной) эхограмме эффект порхающего эха может быть довольно явно выраженным, то во втором случае, в измеренной эхограмме, эффект порхающего эха может быть смазан и фактически не выражен, притом, что в субъективной оценке эффект будет явно присутствовать. Возможно, что при прослушивании музыкальных программ слушатель не сразу уразумеет, в чем истинная причина плохого звучания и отсутствия глубины музыкальной сцены, но при банальном хлопке в ладоши, характер недостатка архитектурной акустики проявит себя. Суть недостатка заключается в следующем: несмотря на то, что общее время реверберации после подобной акустической обработки изменится в нужную сторону и на снятом частотном отклике будет соответствовать расчетному значению, субъективно, при хлопке в ладоши слушателю будет казаться, что скорость спада звуковой энергии существенно выросла (затянулась) и проявляется в четко сформированном присутствии эха. В действительности же, суть этой проблемы лежит в разделе психоакустики. Размещая звукоотражающие и звукопоглощающие материалы в шахматном порядке, к примеру, плиты на невысоком потолке с соотношением сторон по 600 мм, мы, таким образом, разрываем однородность реверберационного процесса средне-высокочастотного диапазона. В результате этого,   энергия отраженного от потолка звука приходит к слушателю с разной интенсивностью (неоднородно), что и вызывает у слушателя субъективное ощущение эффекта порхающего эха и искажает качество восприятия звучащей фонограммы. Нивелировать проявление этого эффекта можно было бы применением не отражающих, а, скажем, звукорассеивающих материалов (к примеру, диффузоров Шрёдера), но если высота потолков будет небольшой, то своеобразный эффект порхающего эха все равно может быть заметен.

Приведенный пример ярко иллюстрирует, что даже к вопросу банальной отделки помещения звукопоглощающими материалами (с целью достижения необходимого времени реверберации RT60), нужно подходить очень внимательно, с пониманием физики  происходящих процессов в архитектурной акустике и  биологических особенностей слуховой системы человека. В силу многих обстоятельств, за инженера подобные вопросы пока не могут решить даже довольно дорогие и сложные программные комплексы иизмерительное оборудование.

Программные комплексы оказывают помощь лишь в математических акустических рутинных расчетах,  позволяя инженеру-проектировщику существенно сократить время проектных работ, особенно когда необходимо прикинуть и сравнить сразу несколько вариантов решения, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.

Но и без профессионального программного комплекса и измерительного оборудования, инженеру практически невозможно решить многих серьезных задач  в расчете архитектурной акустики в обозримо разумные сроки.

Посему, заказчикам, имеющим в решении подобных вопросов весьма скромный опыт, более благоразумно будет обратиться за оказанием данного рода услуг к профессионалам, дабы в будущем избежать разного рода разочарований и лишних денежных трат.

Пробежавшись вскользь по первым двум акустическим критериям, мы обращаем внимание на основную мысль, которую  мы хотели донести:

Главное запомнить, что комната или зал прослушивания - это неотъемлемая часть звуковоспроизводящей системы,  требующая очень дотошного внимания  к правильному выбору ее акустических параметров. И от того, насколько скрупулезно Вы подойдете к решению этого вопроса, будет зависеть, какое итоговое качество звучания Вы получите.

  1. Вернуться в начало описания услуги архитектурного проектирования >>

Читать далее:

  • Монтаж звукового оборудования и электронных компонентов >>
  • Настройка оборудования >>
      • Все права защищены. Никакая часть настоящего текста не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими то  ни  было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитных носителях, а также размещение в Интернете, если на то нет письменного разрешения авторов текста.