Статьи

Основы психоакустики

Природа дала нам ноги и руки, чтобы спасаться и защищаться - а мы изобрели спорт. Природа дала нам ощущение высоты, чтобы сортировать звуки окружающего мира - а мы изобрели музыку". В.Хартман Задача звукорежиссера - вместе с композитором и исполнителем - создать звуковой образ и передать его слушателю с помощью звукозаписи,…

Основы психоакустики (продолжение)

начало статьи 4. Временная теория Временная теория восприятия высоты базируется на анализе временной структуры звуковой волны (теория места на ее спектральном анализе). Эта теория использует синхронизацию разрядов нейронов органа Корти с фазой колебания базилярной мембраны (эффект запирания фазы). При смещениях…

Нелинейные свойства слуха

Еще в 1714 году знаменитый скрипач Тартини заметил и описал странное явление: когда на скрипке громко проигрываются две ноты, иногда можно отчетливо слышать третий тон, которого не было у исполнителя. Такие же дополнительные тоны можно услышать на звуках флейты при двухголосном звучании. Это явление вызвало большой интерес…

Слуховой анализ консонансов и диссонансов

Способность слуховой системы классифицировать звуки по высоте лежит в основе построения звуковысотных отношений в различных музыкальных культурах. Как уже было показано в первой части, для простых звуков определение высоты звука зависит в первую очередь от частоты сигнала, …

Бинауральный слух и пространственная локализация

Наличие двух приемников слуха обеспечивает человеку возможность воспринимать пространственный звуковой мир и оценивать перемещение звуковых сигналов в пространстве. Информация, которая поступает на оба слуховых канала, обрабатывается в периферической части слуховой системы (подвергается спектрально-временному анализу) и затем…

Бинуаральный слух (продолжение)

Как уже было отмечено в первой части статьи, кроме эффектов пространственной локализации, наличие бинаурального слуха, то есть двух слуховых приемников, обеспечивает целый ряд других преимуществ в получении и переработке слуховой информации. К их числу можно отнести: бинауральную чувствительность и суммацию громкости,…

Слуховая маскировка

Одним из самых важных свойств слуховой системы, широко используемым в современных технологиях цифровой звукозаписи, цифрового радиовещания и др., является эффект слуховой маскировки. Желание передать по различным каналам звукового вещания все большее количество информации привело к разработке и широкому применению различных…

Слуховая маскировка (продолжение) – Бинауральное маскирование

Как было отмечено выше - эффект маскировки связан с процессом взаимодействия сигналов, что приводит к изменению слуховой чувствительности к маскируемому сигналу (maskee) в присутствии маскирующего (masker). Среди основных эффектов, связанных со слуховой маскировкой, можно выделить следующие: - одновременное моноуральное…

Слуховые пороги

Исследования способности слуховой системы воспринимать и преобразовывать в определенные слуховые ощущения (громкость, высоту, тембр и др.) основные объективные параметры звукового сигнала, такие, как интенсивность звука и пределы ее изменения (динамический диапазон), частотный диапазон, временные характеристики и т.д.,…

Слуховые пороги (продолжение)

Ограниченные возможности слуховой системы определяются не только наличием абсолютных порогов слышимости, о которых было сказано в первой части статьи о слуховых порогах, но и ограниченной разрешающей способностью слуха. Под разрешающей способностью слуха подразумеваются минимальные изменения звукового давления, частоты,…

Аурализация - виртуальный звуковой мир

Итак, начнем с самого "горячего" направления в современной звукотехнике - "аурализации". В одной из статей фирмы "Брюэль и Кьер" была высказана любопытная мысль, что отношения человека со звуком можно разбить на три крупных этапа: I. От начала эпохи "человека разумного" до…

Громкость

Громкостью называется субъективное ощущение, позволяющее слуховой системе располагать звуки по определенной шкале от звуков низкой интенсивности ("тихие" звуки) к звукам большой интенсивности ("громкие" звуки). Как уже было отмечено в предыдущих статьях по психоакустике, звуковой сигнал (музыка, речь, шум и…

Громкость сложных звуков

Как было показано в первой части статьи, посвященной субъективному восприятию громкости звука , ощущение громкости, как меры распределения звуков от тихих до громких по определенной шкале, зависит от таких объективных параметров, как интенсивность звука (звуковое…

Субъективные критерии оценки акустики помещений.

  В одной из предыдущих моих статей была опубликована работа, посвященная новой технологии создания виртуального трехмерного звукового мира - аурализации. В основе ее алгоритмов лежит обработка звукового сигнала, выполненная таким образом, чтобы вызвать у слушателя такое же ощущение восприятия музыки, как если бы он слушал…

Субъективные критерии оценки акустики помещений, часть 2

В первой части статьи было отмечено, что в результате многочисленных экспертиз ,выполненных известнейшим специалистом-акустиком Беранеком, было установлено, что к наиболее распространенным субъективным критериям оценки акустического качества помещений относятся: гулкость, жизненность (liveness), полнота звука (fullness),…

Тембр

Определения тембра Как уже было отмечено в предыдущих статьях, одной из главных задач психоакустики является установление соответствия между объективными параметрами звука (интенсивность, длительность, периодичность, расположение в пространстве и др.) и его субъективно воспринимаемыми характеристикам (высота, громкость,…

Тембр. Часть 2

Как уже было отмечено в первой части этой статьи, существенное влияние на восприятие тембра музыкального инструмента или голоса оказывает структура его стационарного (усредненного) спектра: состав обертонов, их расположение на частотной шкале, их частотные соотношения, распределения амплитуд и форма огибающей спектра, наличие…

Тембр, часть 3

Тембр и фазовый спектр Все изложенные в предыдущих двух статьях результаты по установлению связи воспринимаемого тембра с акустическими характеристиками сигнала относились к амплитудному спектру, точнее, к временному изменению спектральной огибающей (в первую очередь смещению энергетического центра амплитудного…

Слуховое восприятие пространственных систем.

Последнее десятилетие характеризуется бурным развитием систем пространственной звукопередачи (недаром 109-й конгресс AES в Лос-Анжелесе назывался Surrounded by Sound). Разработка и широкое использование таких систем в значительной степени изменило технологию звукозаписи, принципы проектирования систем звуковоспроизведения и…

Слуховое восприятие пространственных систем, часть 2

Развитие систем стереовоспроизведения и современных систем пространственного звуковоспроизведения (Home Theatre и др.) основано на создании слуховых иллюзий - большом обмане слуховой системы. Две или большее число акустических систем (например, 5.1) воспроизводят звук из разных точек помещения, а слушатель слышит звуки,…

Взаимодействие акустических систем и помещения - стереофоническое прошлое и многоканальное будущее

Основной темой всех последних конгрессов AES, как уже отмечалось в предыдущих статьях, было рассмотрение различных аспектов внедрения пространственных систем звукозаписи, звукопередачи и звуковоспроизведения. На предпоследнем 109-м конгрессе выступил с большой лекцией известнейший в аудиомире специалист Флойд Туле…

Связь между субъективными оценками акустики помещений и объективными параметрами

Как уже отмечалось в предыдущих статьях, помещение, в котором распространяется звук, например, концертный зал, студия, аудитория и др., - оказывает огромное влияние на воспринимаемое качество звука. По существу, помещение является полноправным участником создания звукового образа в системе "создание-распространение-восприятие…

Субъективная оценка акустических систем

Аудиоаппаратура имеет одно принципиальное отличие от всех других видов продукции, которое состоит в том, что, кроме измерения ее объективных параметров, она обязательно должна проходить субъективную экспертизу. Это относится ко всем видам акустической аппаратуры: акустическим системам, микрофонам, контрольной акустике,…

Акустика студий и контрольных комнат

В 30 годах ХХ столетия в связи с развитием техники звукозаписи, радиовещания, кино и телевидения появился новый тип помещений для записи и обработки звука. В настоящее время все эти направления аудиотехники интенсивно развиваются, появляются новые возможности для передачи пространственного звука (системы Surround Sound,…

Физический и психоакустический анализ цифрового звука с высоким разрешением

На 115-м конгрессе AES в Нью-Йорке, одним из самых интересных был доклад Веслава Войчика. Этот доклад заслуживает особого рассмотрения, поскольку в нем анализируется вопрос, постоянно возникающий в наше время, когда быстро развиваются цифровые аудиотехнологии. Во всяком случае, я постоянно слышу этот вопрос от студентов.…

Субъективная оценка нелинейных искажений

  Все электроакустические преобразователи (громкоговорители, микрофоны, телефоны и др.), а также каналы передачи вносят свои искажения в передаваемый звуковой сигнал, то есть воспринимаемый звуковой сигнал всегда не идентичен оригиналу. Идеология создания звуковой аппаратуры, получившая в 60-е годы название High-Fidelity,…

Аурализация и акустическая реконструкция древнегреческих театров

На 116 конгрессе AES  было уделено очень большое внимание технике аурализации. Этой теме был посвящен даже специальный семинар. Действительно, по мере усовершенствования алгоритмов и увеличения компьютерных ресурсов она открывает огромные возможности. О технике аурализации уже было рассказано в специальной статье.…

Визуализация звукового образа в пространственных звуковых системах

Одной из основных проблем в развитии современной аудиотехники является разработка методов и средств для воссоздания пространственного звукового образа (Surround Sound). Попытки передать ощущение пространства начались еще в конце XIX века. В 1881 году Клемент Адер установил несколько микрофонов на сцене Парижской Оперы…

Тембральный морфинг звука

Новое слово в научном русском языке - «морфинг» - появилось сравнительно недавно, однако от него уже начали образовываться многочисленные производные, например «морфодер», «морфированный» и др. Поскольку новые алгоритмы процессорной обработки звука, обозначаемые термином «морфинг», стремительно развиваются и находят себе все…

Модели слуховой системы и оценка акустики помещений

Как уже было рассказано в предыдущих статьях, в немецком Институте коммуникационной акустики под руководством проф. Йенса Блауерта (крупнейший специалист в области психоакустики, автор книги «Пространственный слух», была опубликована в русском переводе) на протяжении ряда последних лет проводятся работы по созданию…
«12345»показать все